Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски проекта

Подписка на новости

Пожалуйста, подождите...

Thank you for signing up!

Как японский меч стал одним из ярчайших национальных брендов Японии. Краткий ликбез по истории главного оружия самураев

06 октября
Меч, один из важнейших символов страны, служил японцам не только как оружие, но и как сакральный символ, оберег, аксессуар костюма, произведение искусства. Хранилище Кунсткамеры насчитывает около сотни мечей, начиная c XIV и заканчивая XX веком.

Когда японцы научись ковать мечи, какое значение они имели для культуры государства, в чем состоит красота японских клинков и какие современные мифы возникли вокруг японского меча? Смотрите, нажав на кнопку Play под этим текстом, и читайте краткий ликбез по истории традиционного японского меча от Александра Синицына — кандидата исторических наук, старшего сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Что значит меч для японцев?

Меч — один из главных символов Японии. Наряду с зерцалом и ожерельем из яшмы он входил в число сакральных регалий японских императоров, полученных от солнечной богини Аматэрасу-но оомиками. Поэтому меч тесно связан с культом солнца, культом императорской власти, культом предков, культом драконов и в целом выступает в качестве одного из важнейших символов жизненной силы.
Согласно мифологии синто, или синтоизма, японский меч существовал столько же, сколько и сама Япония. Как следует из японских мифов, первые синтоистские божества, создававшие Японские острова, уже были опоясаны мечами.
Меч имеет много предназначений; он является и практическим оружием ближнего боя, и аксессуаром традиционного японского костюма (придворного, ритуального, военного), и культовым артефактом буддийских храмов и синтоистских святилищ. Для современных японцев меч – это еще и произведение высокого искусства со своей собственной эстетикой, объект любования, предмет коллекционирования.

Когда на самом деле появился японский меч?

Зарождение традиции меча началось еще тогда, когда не существовало японского государства как такового. Опять-таки, согласно японским мифам, первый меч, попавший на землю Японии, известный как Амэ-но муракумо-но цуруги — «Божественный меч, разгоняющий облака», был вырезан богом Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого змея Ямато-но ороти. Если опираться на археологические данные, то еще в период Дзёмон — во времена неолита, за несколько тысяч лет до нашей эры — жители японского архипелага использовали каменные мечи в культовых целях. Ритуальные бронзовые и боевые стальные мечи известны с III века до нашей эры — это время также называют периодом Яёй, когда происходила миграция переселенцев с территории нынешнего Китая и Корейского полуострова. Переселенцы привезли с собой культуру обработки и ковки металла. Примерно до VIII века японские мечи уступали своим китайским и корейским прототипам, но постепенно японские кузнецы совершенствовали мастерство ковки мечей и с течением веков добились впечатляющих успехов. Окончательно все важнейшие технологии создания японского меча, включая специфическую форму синоги-дзукури с изящной вершиной киссаки, с выраженным изгибом, с продольным «ребром» синоги, тянущимся вдоль всего клинка, сложились к моменту появления самурайского сословия – то есть примерно ко второй половине IX – началу Х века. Именно такими клинками можно было наносить страшные «секущие» удары, которыми славились японские самураи.

Из какого материала изготавливали японский меч?

Традиционный процесс создания меча – довольно сложная и многоэтапная процедура. Сначала добывали исходный материал – сатэцу. Это железосодержащий песок, который находили в горах. Склоны разрабатывали, а песок промывали в горных реках — японцы строили для этого специальную систему очистных сооружений. Очищенный «железный песок» затем помещали в архаичные плавильни татара вместе с древесным углем и различными присадками. Так выплавляли особую сталь — тамахаганэ. Буквальный перевод с японского – «сталь волшебного шара», которая имеет специфический внешний вид: она напоминает кусок метеорита и переливается разными цветами, за что ее часто называют «алмазной». В архаичных средневековых плавильнях выход стали тамахаганэ был весьма небольшой. Кроме качественной стали, в крице было много других фракций — это и чугун, и низкосортное железо с примесями. Но лишь самая чистая сталь шла на ковку клинков.

Александр Синицын, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

— Производство тамахаганэ, да и ковка клинка в целом, воспринималось средневековыми японцами как магический процесс, напоминающий алхимический ритуал. Японцы верили, что в создании меча принимают участие синтоистские божества и задействуются пять стихий – Металл, Дерево, Огонь, Земля и Вода. Кузнецы и плавильщики в этом процессе выступали не только как мастера-ремесленники, но и брали на себя определенные функции синтоистских жрецов. Они соблюдали пост, блюли ритуальную чистоту, творили молитвы. Считалось, что и в стали тамахаганэ, и в клинке есть своя тама – сакральная сила или душа.

Как ковали клинок?

Процесс ковки клинка был самым настоящим священнодействием. Он проходил в несколько этапов, каждый из которых был очень ответственным, от каждого этапа зависел успех или неуспех всего дела. Ковался клинок в кузнеце, где использовались горн, ручные двухкамерные мехи, наковальни, молоты, щипцы, чаны с водой для закалки.
Для того чтобы выковать клинок, куски тамахаганэ проковывали в пластины. Одна из пластин прямоугольной формы служила основой – к ней приваривали рукоять, а остальные разбивали на более мелкие части. На пластину-основу в несколько слоев (десять и более) клали разбитые куски других пластин. Этот пакет заворачивали в японскую бумагу и присыпали мелко нарубленным древесным углем, помещали в горн, накаляли докрасна, затем проковывали на наковальне. При проковке получившуюся заготовку клинка многократно изгибали в нескольких направлениях — от 15 до 25 раз. Благодаря этому в будущем клинке образовывалось несколько сот тысяч тончайших слоев стали, состоящей из крепчайших микрокристаллов. Такую особую слоистую сталь называют «дамаском». «Дамасская» сталь одновременно была и необыкновенно твердой, и гибкой, способной резать «обычную» сталь и не ломаться. После проковки полосу «вытягивали» и придавали будущему клинку почти окончательную форму.


Что такое закалка клинка и зачем она нужна?

Когда ковка завершалась, клинок закаливали, чтобы сталь стала еще прочнее. Эта процедура была не менее ответственной, чем ковка.
Японская закалка имела свою специфику: сначала клинок покрывался закалочной пастой, состоящей из качественной глины, угольный пыли и различных присадок. Затем кузнец специальной палочкой счищал пасту с области, которая была ближе к лезвию, оставляя пасту на обухе и в средней части клинка. Затем клинок опять накаляли добела – при этом лезвие, свободное от пасты, нагревалось гораздо сильнее. Раскаленный клинок помещали в чан с водой, где он сразу же остывал. При остывании клинок на глазах менял форму изгиба – и, наконец, остывал; при этом на лезвии оставалась яркая линия закалки – хамон, «узор лезвия». Закаленный клинок отдавали полировщику тогиси, и он полировал его специальными камнями до зеркального блеска. По завершении работ – если клинок удавался – мастер мог вырезать на черене свое имя дату завершения ковки.

В чем заключается особая красота японского меча?

Японский меч обладает особой, завораживающей красотой, благодаря которой он и получил мировое признание.

У японских экспертов существует понятие «три красоты» клинка. Первая красота — это безупречная, до мельчайших нюансов продуманная форма. Японская традиция выделяет большое число форм клинка и еще большее число значимых участков. Такая «продуманность» формы становится причиной ее совершенства. Вторая красота – это выведенные на поверхность клинка его слоистая фактура, образующая сложные узоры, которые могут напоминать спилы древесины, поверхность кожи горной груши, поток воды и так далее. Такой узор называется китаэ – «рисунок ковки». Третья красота – это хамон, «узор закалки», образованные яркими кристаллами мартенсита, высокоуглеродистой стали, придающими японскому клинку особое сияние лезвия, которое отличает его от клинков других традиций. Хамон может иметь разную форму – и строгую прямую линию, и волнообразную, и напоминающую зубцы пилы, гвоздичные зерна, гору Фудзи в тумане, поток с лепестками сакуры и так далее. Благодаря этим «красотам» традиционные японские клинки относят к художественному оружию, к числу произведений декоративно-прикладного искусства.


Как развивалась традиция ковки японских мечей?

Японская традиция выделяет несколько больших этапов в развитии технологии ковки меча. Каждый этап соответствовал и имевшей место исторической ситуации, и спецификой ведения боевых действий, и акцентированием той или иной функции меча.

Александр Синицын, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

— Период, когда технологии ковки клинков были на этапе становления, а японские кузнецы учились у китайских и корейских мастеров, называется дзёкото – «сверхстарый меч». Подобные «сверхстарые» клинки V – VIII веков у большинства народов мира либо отсутствуют вовсе, либо сохранились в виде археологических находок – полностью проржавевших фрагментов. У японцев же сохранилось относительно много клинков этого времени в более или менее приличном состоянии. Период с IX по XVI век называется кото, что значит «старые мечи», и считается пиком развития традиции японского меча. Особенно ценятся мечи, выкованные до конца XV века – к этому времени сформировались так называемые «Пять великих традиций» Гокадэн, или пять центров ковки. Это провинция Ямато с центром в Нара; Ямасиро с центром в Киото, провинция Бидзэн к юго-западу от Киото; а также два более молодых центра — провинции Сагами и Мино. К концу XVI века эти «пять великих традиций» оказались размытыми, многие старые школы кузнецов угасли вместе со своими секретами, и в целом технология ковки претерпела значительные изменения. Клинки, выкованные с конца XVI по 70-е годы XIX века стали называться син-то, что значит «новый меч», и син-син-то – «новый-новый меч». По своим качествам эти «новые мечи» значительно уступают «старым мечам» кото. В 1871 году самурайское сословие было упразднено и ношение боевых мечей было запрещено. Однако ковка клинков продолжалась. Клинки, выкованные после этого, называются гэндайто – «современные мечи», или синсакуто – «недавно выкованные мечи».

Чем современные мечи отличаются от старинных?

В период кото каждая школа (семья) кузнецов обладала собственной плавильней и собственными секретами выплавки стали тамахаганэ. В период син-то сталь для мечей стали производить на продажу, сами же кузнецы перестали содержать плавильни. В результате такой специализации тамахаганэ стали производить намного больше, но по качеству она была хуже «старого железа», секреты которого были утрачены. Это отразилось и на технологии ковки клинков.
После 1868 года вплоть до капитуляции Японии во Второй Мировой войне развитие традиции ковки шло двумя совершенно различными путями. Правительство Японии стало создавать современную армию, вооруженную современным оружием. Для офицерского состава императорской армии и флота создавали уставное холодное оружие промышленным способом. Такое оружие, известное как гунто и сингунто («военный меч» и «новый военный меч») было недорогим, неприхотливым, с прекрасными боевыми качествами – но при этом не обладало красотой «художественного» меча. После капитуляции Японии такие мечи стали изыматься и уничтожаться как не имеющее художественной ценности холодное оружие. Одновременно с производством «уставных» мечей продолжалась и ручная ковка художественных клинков традиционным способом. В настоящее время в Японии существует около 200 сертифицированных кузнецов-оружейников, которые сохраняют и развивают древнюю традицию – правда, под бдительным контролем правительства Японии. Следует также отметить, что сейчас в Японии существует только одна плавильня татара, и все клинки куются из одинаковой стали. И рассматриваются они не как оружие, а как арт-объекты и традиционные мечи-обереги маморигатана.
Экспертизу новых мечей проводит специальная организация — NBTHK (Общество по сохранению японского меча). Она ведет рейтинг клинков, от которого зависит их стоимость. Цена меча при переходе на следующий уровень увеличивается примерно десятикратно.
Кроме мечей, из той же стали тамахаганэ кузнецы изготавливают амулеты и обереги, которые популярны среди японцев, а также бытовые ножи высочайшего качества и оружие в стиле «фэнтези» по специальным заказам.

Почему самураи так ценили свои мечи?

Средневековые японские военачальники называли меч «душой самурая». В период Эдо самураи были опоясаны сразу двумя мечами – и этим выделялись среди представителей других сословий, которым запрещалось носить длинные мечи. Исключения составляли лишь главы самых уважаемых семей несамурайского происхождения — например, влиятельные купцы или врачи. Однако боевой арсенал японских воинов был весьма разнообразен и отнюдь не сводился к клинковому оружию.

Александр Синицын, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

— Для самурая, воина буси, меч прежде всего был сословным маркером, а также символом воинского духа. Как оружие мечи использовались в ближнем бою и по значимости уступали некоторым другим видам оружия. Так, в раннем средневековье важнейшим оружием самурая были лук и стрелы, а меч рассматривался как оружие вспомогательное. В период феодальных войн очень важное значение получило древковое оружие, копья яри и алебарды нагината. И лишь на излете японского средневековья (XVI век) меч наряду с пиками и огнестрельным оружием рассматривался как неотъемлемый элемент вооружения пехотинцев асигару, действовавших в плотном строю. В последующую относительно мирную эпоху Эдо (с 1600 по 1868 год) мечи в боевом смысле ценились прежде всего как оружие поединков и дуэлей.
`

С чем связан современный «бум» именно японских мечей, а не китайских или корейских?

Дело в том, что именно китайские мастера создали технологию многослойной ковки клинка, а уже после корейские кузнецы привезли ее в Японию. И только японский меч стал «мировым брендом».
До 1850-х существовал официальный запрет вывозить японские мечи за пределы страны. В виде исключения их преподносили как подарки зарубежным посланникам, кроме того, некоторые мореплаватели переправляли клинки нелегально.
После того как Япония открылась остальному миру, европейцы были очарованы открывшимися им произведениями традиционного японского искусства, включая и прекрасные художественные мечи. После Второй мировой войны, когда из Японии было вывезено на Запад, прежде всего в США, огромное количество антикварного оружия, японские мечи прочно вошли в моду как среди коллекционеров, так и среди широких слоев любителей восточной экзотики. Естественно, кинематограф, а затем и анимэ, стали активно использовать образ японского меча, что лишь многократно усилило его популярность.

Александр Синицын, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

— Именно японцы сумели сохранить старинное оружие не только собственного, но и континентального производства. Так, с VII века в старой столице Японии, городе Нара, существует императорская сокровищница Сёсоин, где хранятся много шедевров дальневосточного оружейного искусства. Кроме того, долгая самоизоляция Японии способствовала несколько лучшему, по сравнению с континентом, сохранению и старинного оружия, и памятников архитектуры, и произведений других искусств. Японцы прекрасно научились хранить свои ценности – наверное, в этом у них нет соперников. Японцы очень уважают свою старину – фактически, обожествляют ее, и сумели привить это уважение и европейцам после «открытия» Японии. Меч стал одним из важнейших национальных брендов, представлявших Японию и японское искусство за рубежом, начиная со второй половины XIX века. Сегодня в Японии существует немало обществ и организаций, нацеленных на дальнейшее развитие «брендовой» значимости японских мечей и готовых инвестировать в этот бренд очень значительные средства.

Какие японские мечи из коллекции Кунсткамеры можно назвать самыми интересными?

В МАЭ РАН сложилась целая коллекция традиционного японского клинкового оружия, насчитывающая около сотни мечей и боевых ножей разных видов. Среди них есть и весьма интересные экспонаты.

09Господин Симада Нобуо, член Совета директоров Общества по сохранению художественного японского меча, дарит МАЭ РАН декоративные аксессуары для хранения меча тати


Александр Синицын, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

— В нашем музее есть два боевых ножа танто, подаренных императрице Екатерине Великой в 1795 г. от имени И. А. Штуцера, врача на службе Голландской Ост-Индской компании. Это самые ранние из сохранившихся образцов японского оружия. К сожалению, меч вакидазиси, поступивший из Голландии еще во времена Петра I и отраженный в первом каталоге Кунсткамеры, не сохранился.
Безусловно, интересен и прямой двулезвийный меч кэн, что экспонируется на постоянной экспозиции «Япония». Клинок украшен очень красивой гравюрой — изображением дракона, играющего с жемчужиной, выполненным в технике перфорации и объёмной резьбы. Кроме того, на хвостовике меча стоит подпись самого известного из японских кузнецов меча – Горо нюдо Масамунэ, основателя традиции Сагами и жившим в XIV веке. Однако меч был выкован в конце XIX века и никак не мог быть работой Масамунэ. Однако и поддельным его тоже считать нельзя – скорее всего, «подпись» великого мастера следует понимать как своеобразный декоративный мотив, ибо меч предназначался для дарения буддийскому храму или синтоистскому святилищу, и таким способ заказчик меча (даритель) выказывал божеству храма свое особое уважение.
Однако самым ценным мечом в коллекции МАЭ РАН считается меч тати в декоративной оправе, подаренный Николаю Александровичу Романову во время его визита в Японию в 1891 году Клинок этого меча был выкован выдающимся мастером Ундзи, активном в XIV веке и работавшем на императорский двор. Особая ценность этого клинка была подтверждена одним из ведущих современных японских экспертов, господином Симада Нобуо. Им же совместно с нашим музеем в сентябре – октябре 2015 года было проведено беспрецедентное мероприятие: на свои средства господин Симада пригласил двух японских мастеров (Икэда Нагамаса и Цукамото Ёсиюки), которые продемонстрировали традиционные методы ухода за клинком и изготовили аксессуары для его хранения.
Что можно узнать, изучая черепа и кости древних людей
Как жили древние охотники на мамонтов
Как традиционные жилища в Йемене защищают своих обитателей
Как живут люди в Йемене
Почему Аравия всегда была интересна всему миру
Как Гумилев прошел 1000 километров по Эфиопии, а его путь повторили ученые Кунсткамеры
Зачем Николай Гумилев поехал в африканскую экспедицию
Краткая история японского меча
Что мы знаем об индейцах Аляски благодаря Североамериканской коллекции
Откуда ученые знают, какие мифы рассказывали люди 18 тысяч лет назад