Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски проекта

Подписка на новости

Пожалуйста, подождите...

Thank you for signing up!

«Арабский халифат — это период расцвета исламской цивилизации»

08 декабря
Почему Аравийский полуостров всегда привлекал завоевателей и когда началась борьба за регион, которая продолжается и сегодня? Что такое арабская глобализация и когда арабы превзошли европейцев в науке и культуре? Почему непобедимые римляне не смогли воевать в пустыне и на чем сегодня держится популярность террористов из запрещенного в России «Исламского государства»?

О том, как история связана с современной политикой, нефть с ладаном, а торговля с войной, рассказывает профессор Ефим Резван, арабист и исламовед, доктор исторических наук, заместитель директора МАЭ РАН. Кликните на кнопку Play под этим текстом, чтобы посмотреть видеолекцию о Йеменской экспедиции ученых Кунсткамеры.
— Какие товары, помимо ладана, шли по Дороге благовоний из Аравии в Средиземноморье и Индию?
— Из Аравии и через нее отправлялись лошади, верблюды, мелкий рогатый скот, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, финики, соль, шелка, кожи, рабы… Благодаря этим торговым отношениям, например, в Средиземноморье византийцы научились делать свои шелка. А благовония шли из Йемена, но, поскольку это была часть большого транспортного коридора, неважно, нагружал купец пятьдесят верблюдов или сто пятьдесят. Это все равно что выбрать, прицепить к тепловозу двадцать вагонов или сорок. Если тепловоз вытягивает, то выгоднее, конечно, сорок вагонов? Поэтому, строго говоря, по Дороге благовоний возили далеко не только благовония, но и все, что упомянуто выше.
— Этот торговый путь утратил свое значение к уже первым векам нашей эры. Тем не менее исследователи до сих пор уделяют ему большое внимание. Какова его историческая роль?
— Значение Дороги благовоний было связано с конкретным продуктом — ладаном, и конкретной страной-производителем — Аравией. В то же время Дорога благовоний являлась частью очень широкой системы транспортных коммуникаций, частью морского Шелкового пути.
Любой мощный торговый путь с инфраструктурой (кстати, как в древние времена, так и сейчас) — это не просто средство обеспечения торгового обмена, но и важный канал распространения информации, религиозной традиции и даже миграции, потому что, например, во времена Дороги благовоний других путей просто не было. Торговый путь — это всегда коридор общения. Если он по какой-то причине перекрывается, то регион впадает в депрессию, как человек, который испытывает одиночество.

Что такое Дорога благовоний, справка:

Во II веке до н.э. Дорога благовоний, древний торговый путь, связала Аравию со странами Средиземноморья. Благовония, в первую очередь ладан, и были основным товаром, который отправлялся с территорий современного Йемена и Омана.
— Какие последствия существования этого древнего торгового пути можно встретить в современном мире? На что он оказал наибольшее влияние, с социальной или с религиозной точки зрения?
Часто говорят, что ислам родился в среде чуть ли не полудиких купцов-бедуинов, караванщиков. В «Википедии» вообще перл: «В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке» А до этого на каком языке они говорили? Если бы речь шла о только погонщиках-бедуинах, ислам никогда бы не стал мировой религией. Арабские купцы не были дикарями, жившими на периферии цивилизованного мира. Они были его частью благодаря тому, что веками обслуживали этот транспортный коридор, были его важной частью, вжились в него. На протяжении многих веков все основные пригодные для жизни территории Аравийского полуострова входили прямо или косвенно в зону влияния «великих держав» того времени.

Древняя и средневековая Аравия в окружении торговых путей

Говоря шире, для распространения религии торговый путь имеет ключевое значение, потому что он же — обычно и путь паломничества. Никто, за исключением венецианца Марко Поло или Ибн Баттуты, знаменитого арабского путешественника, не проходили, например, Шелковый путь целиком. Купцы шли из пункта А. в пункт Б., перепродавали свои товары и возвращались. В этих условных пунктах исторически были оазисы, чуть ли не с неолита здесь существовали места культа. То есть, предположим, мы видим холм: на нем некогда существовал несторианский храм (несторианство — христологическое учение I в. н. э., признанное позднее ересью — прим. редакции), потом буддийский храм, потом мусульманский. Важнейшую роль здесь играла сама точка на карте, которая, независимо от конкретного культа, оставалась местом паломничества на протяжении многих веков и для многих людей. Религии на одной территории просто сменяли друг друга, при этом ритуалы могли совершать в одной и той же пещере. В Мекке, скажем, не было оазиса, но был колодец. Это святое место точно так же меняло свое идеологическое значение на протяжении веков. Когда-то там было языческое капище, а теперь — главная мусульманская святыня, Кааба.
— Когда европейцы впервые обратили внимание на Аравию как на зону влияния?
— Пару тысяч лет назад всем очень не нравилось, что за щепотку ладана нужно было платить полновесным золотом. Отсюда еще у римлян возникло особое название региона, Arabia Felix, то есть Счастливая Аравия, и сложилась уверенность в том, что Аравия — это рай на земле, где люди не работая живут припеваючи, а благовония просто падают на них с неба. Все, конечно, было не совсем так. Товар несколько раз перепродавался, поэтому прибыль аравитян была значительно меньше, чем те деньги, которые платили за ладан в Средиземноморье. Однако римляне все равно верили, что этот регион невероятно богат и посылали туда свои легионы.

Что римляне делали в Аравии, справка:

Римская экспансия на Аравийский полуостров началась при императоре Августе. Крупнейший поход был предпринят в 25 году до н.э. Гаем Эллием Галлом, префектом Египта. Он направил в поход около 10 тысяч легионеров. Римлянам удалось пройти значительную часть пути. По преданию, сопровождавший римлян набатеец Силлай намеренно повел их самым сложным путем. Переход истощил легионеров — большинство из них погибли из-за тяжелых условий или болезней.
— Почему римская экспансия провалилась?
— Римляне в военном отношении были очень сильны, но, если ты не знаешь правил, а тебе еще и мешают, организовать военный поход в пустыне очень сложно. От колодца до колодца провести войска возможно, но надо точно знать маршрут. Легион сбивается с пути, три дня без воды — и всё.
Есть несколько историй о том, как римские легионы гибли в песках. В Сирии, на островах, принадлежащих Саудовской Аравии, обнаружены надписи, оставленные римским гарнизоном.
Я занимаюсь переводом текстов Корана и заметил, что все важнейшие слова, обозначающие «путника», «движение», «дорогу», связаны с базовым значением «двигаться ночью». Дело в том, что из-за жары караван обычно стартовал с закатом солнца и приходил в новый оазис с рассветом. В одной из экспедиций я пытался проделать то же самое, однако выяснилось, что движение по пустыне ночью возможно только в полнолуние. Пустыня изрыта норами, верблюд оступится, ты с него слетишь, он по тебе пройдется, и на этом твоя история закончится. Местные проводники отказывались вести нас ночью. В результате мы сошлись на компромиссе: подъем в 4 утра и начало движения – с первыми лучами солнца. В пустыне – свои правила, которые нарушать нельзя.
— Помимо завоеваний, о каком взаимодействии западной и восточной цивилизаций можно говорить?
— Европейцы, установив контроль над морским шелковым путем, убили сухопутный и тем самым в значительной степени затруднили развитие мусульманской цивилизации. Когда информация, деньги, товары пошли в обход Аравии, в обход Центральной Азии и Ирана, началась стагнация. Вместо того чтобы писать оригинальные сочинения, писались комментарии, потом комментарии к комментариям. Колоссальные центры науки и культуры превратились в захолустье на протяжении всего двух-трех веков.
— Можно ли сравнивать попытки завоевать Аравийский полуостров из-за ладана и современный интерес к региону, связанный с нефтяными ресурсами?
— Условно говоря, Аравия — это прежде всего торговые пути и два продукта: раньше — ладан, сейчас нефть. Важность транзита никто не отменял. Военный конфликт, который сейчас разворачивается в Йемене, во многом связан с проектом строительства моста через Баб-эль-Мандебский пролив в Африку (первая фаза проекта заморожена в 2010 году — прим. ). В этот проект инвестировали Арабские Эмираты.

Основные предметы аравийской торговли в эпоху Дороги благовоний

В начале XX века британцы воспринимали Персидский залив как свое «внутреннее озеро», теперь этот регион так же воспринимают американцы. Это связано с тем, что почти все страны полуострова, за исключением Ирана, проводят проамерикнскую политику. Такая система выстраивалась последовательно, начиная с 1940-х годов, как раз из-за того, что в мировой энергетике началась нефтяная эра. После падения СССР, когда мировой баланс сил нарушился, регионом заинтересовались китайцы. Они импортируют из Африки огромное количество руды и планируют создать новую глобальную транспортную инфраструктуру. Например, существует инвестпроект железной дороги из Африки в Китай. Конечно, в мире немедленно появились влиятельные противники расширения китайского влияния. Аравийский полуостров, как транзитная территория, до сих пор в центре внимания.
— При этом у современного западного человека эта территория ассоциируется с набором известных стереотипов — нефтяными деньгами и восточной роскошью, радикальными исламистами и международными террористическими организациями. Когда, по-вашему, произошла эта трансформация образа арабов?
— У нас было несколько «глобализаций»: арабская, в период Халифата, португальская глобализация и нынешняя англо-саксонская. Арабский халифат — это период расцвета исламской цивилизации, к которому и сегодня апеллируют в том числе и создатели новых радикальных идеологий. Халифат был мостиком между эллинизмом и эпохой Возрождения. Арабы переводили сочинения и научные труды греков, китайцев и индусов, арабские сочинения переводились на латынь. Это была мощнейшая культура. Мусульманский мир тогда отличался от средневековой Европы, условного говоря, как современная Франция — от Чада.
— Тогда никто не смотрел на арабский мир как на источник потенциальной агрессии?
— Арабский мир был агрессивным ровно настолько, насколько был агрессивен весь мир в те времена. Арабы были заинтересованы в стабильности. Рынок халифата был сопоставим по значению с сегодняшним американским рынком: если ты вышел на него, ты попал в «большой бизнес». Все, вплоть до варягов, стали пробиваться туда. Варяжско-славянский симбиоз сложился вдоль торговых путей во многом благодаря общему стремлению торговать с Халифатом, и в дальнейшем этот союз стал «фундаментом» Руси. Не будь такого гигантского «пылесоса», как Халифат, цивилизация развивалась бы иначе. Арабы прекрасно помнят свой культурный и экономический расцвет и постоянно обращаются к этому периоду истории.
— В чем выражается эта ностальгия в современном арабском мире?
— Постепенно сложилась ситуация, когда нефтедобывающие арабские страны, благодаря нефтяным доходам, аккумулированным на протяжении многих десятилетий, стали играть в мировой экономике все более заметную роль. Инвестфонды, контролируемые этими государствами, купили акции крупнейших мировых компаний, вложились во что только можно. Сегодня целый ряд важнейших сегментов международной торговли невозможен без их участия. При этом существует Совбез ООН, есть G7, — а где там арабы и мусульмане? Все решения принимаются без них. Возникает дисбаланс, который часть арабской элиты готова решить следующим образом: допустим, мы для вас дикари с нефтедолларами и гаремами, и вы не хотите принимать нас как равноправных партнеров, значит, мы создадим большое государство с исламской атомной бомбой (благо она создана в Пакистане), и тогда, ребята, вы будете с нами считаться. Под этой идею создаются центры финансирования и центры пропаганды.
— На кого направлена пропаганда?
— Одна из важнейших проблем для всех арабов — палестино-израильское противостояние. В исламском мире присутствует культ жертвенности: включишь арабский канал — в новостях мусульман постоянно убивают, бомбят, взрывают. Раньше мусульманин приходил в мечеть, и ему местный имам читал проповедь. Сегодня проповедуют арабские СМИ. В Эфиопии, куда мы с коллегами ездили в экспедицию, я заметил, что лачуги местных жителей — чуть ли не из картона, но на каждой — спутниковая тарелка. Остановил одного старика и говорю: какая тарелка у вас отличная, телевизор смотрите, каналов много? Он отвечает, что, вообще-то, всего один канал. Откуда все это, спрашиваю. Говорит, подарили. То есть им раздали телевизоры и промывают мозги.
— Если эти идеи распространяются на официальном уровне, кто является источником пропаганды?
— Сейчас это прежде всего Катар. При этом и в соседних странах многие думают, что ровно так арабскому миру и надо поступить — объединиться, возродить большое государство, с которым бы считался весь мир. Благодаря пропаганде и тому, что в сознании людей есть память о великом прошлом, которое и в самом деле великое, любая апелляция к истории будет успешной.
— Вы сами сказали, что радикальные исламисты тоже используют эту идею. При этом «Исламское государство» также тиражирует жестокость и насилие по отношению, в том числе, и к другим мусульманам. Как это соотносится с идеей объединения?
— Есть стратегия, а есть тактика. Когда Тимур захватывал город, он говорил: «Либо вы сдаетесь, либо смерть. Будете воевать? Хорошо, давайте воевать». Поскольку его армия была сильней, он брал город, и его люди вырезали всех. В соседних городах об этом быстро узнавали, и всем было, о чем подумать, открывать ворота или все-таки вступать в бой.
Пропаганда «Исламского государства» только на 20 % состоит из этих всем известных ужасов. А 80 % пропаганды радикалов, которая через западные и российские СМИ до нас не доходит, — про строительство детских садиков, про борьбу с коррумпированными чиновниками и за справедливое общество, как его себе представляют исламисты. Пропаганда ИГ устроена замысловато: на внутренний рынок поставляется одно, а на весь мир — совсем другое.
— Официально ИГ не поддерживают власти ни одной арабской страны, при этом то и дело появляются неподтвержденные данные о том, что некоторые страны, в том числе Саудовская Аравия, финансируют радикальных джихадистов.
— ИГ на сегодняшний момент — враг Саудовской Аравии. У этой страны есть прикормленные радикальные формирования, которые воюют по крайней мере в двух местах: в Афганистане и в Сирии. Их создали и спонсируют для того, чтобы продвигать саудовское влияние. В разное время c разной степенью достоверности появлялась информация о прямом или косвенном саудовском содействии таким группировкам как Сирийский исламский фронт (СИФ), Бригада Ахрар аш-Шам, Исламский Фронт Освобождения Сирии и даже Фронт ан-Нусра или Джабхат-ан-Нусра.
Проблема в том, что, по разным оценкам, до 90 % населения Саудовской Аравии поддерживают идеологию ИГ. Если террористы придут и захватят Мекку и Медину, то это будет их полная победа. Задача саудитов — направить энергию ИГ куда угодно, лишь бы держать на расстоянии от себя. Для этого и создаются другие группировки.

Из эссе Ефима Резвана “Синусоида” (2015), основанного на результатах его экспедиции в Синьцзян и Предтибетье:

“…Можно ли говорить о своеобразных «качелях», о цикличности в развитии исламских обществ – от суфийских предпочтений и ритуалов к «обращению к истокам»? Можно ли считать салафитские идеалы, принятые саларами, проявлением мощных и малоизученных салафитских волн, периодически прокатившихся по всему мусульманскому миру и вызывавших ответную «суфийскую реакцию»? С другой стороны — энергия суфийской проповеди часто наталкивалась на ответный рост популярности идей «очищения ислама от искажающих его новшеств». Можно ли представить всю историю ислама представить в виде своеобразной синусоиды?
Я вернулся домой, обратился к каталогам мусульманских рукописей, хранящихся в богатейших петербургских собраниях, и понял, что такая гипотеза имеет все права на существование. Об этом свидетельствуют сотни списков, посвященных острейшей полемике вокруг элементов исламского ритуала, в первую очередь вокруг медитативных практик, обобщенно обозначаемых термином зикр.
Ислам многолик. Региональные формы его бытования, как правило, самодостаточны, и, безусловно, «равноценны». Для меня сегодня все более становится очевидным, что на протяжении многих веков само развитие исламской цивилизации проходило в форме конфликта условно «местных» и «салафитских» форм ислама, что находило отражение, например, в богословской полемике вокруг ритуалов, связанных с громким зикром.
Сейчас мы видим пик побед представителей радикальных мусульман. При этом продолжается острейший внутриисламский конфликт, который ежедневно проявляет себя кровавыми сводками. Новые технические возможности лишь способствуют повторению пройденного. Так, сегодня Турция способствует вывозу на Ближний Восток молодых уйгуров, которые вернутся домой, получив не только опыт боевых действий, но и зазубрив «истины первоначального ислама». История, впрочем, показывает, что победы радикалов неизбежно сменятся их поражениями, хотя мы и не знаем, как быстро это произойдет в нашем случае.
Наш экспедиционный опыт 2008 г. отчетливо показал, что не все салафиты по определению джихадисты, и не все сторонники мистикоаскетической традиции обязательно миролюбивы.“
— Количество конфликтов год от года нарастает, все больше государств вовлечены в военные действия, при этом стабильность в регионе только падает. Как эти затраты и риск масштабной войны соотносятся с экономическими целями арабских стран, США и России?
— Халифат во время арабской глобализации пришел в упадок, прежде всего, из-за того, что торговые пути пошли в обход и лишили регион информации. Так что теперь сохранить торговые коридоры и инфраструктуру, связывающую различные государства, крайне важно. Вдоль этих коридоров развивается экономика (транзит любых грузов или сырья — это всегда огромные деньги), появляются логистические центры, новые рабочие места, регион начинает экономически процветать, питаясь с того, что проходит через него — не важно, корабли это с товаром или газопровод. Оживают города, поселки, появляются люди с новыми знаниями, компетенциями и потребностями. У России сейчас есть возможность построить транспортный путь от Балтики до Каспия, но необходимы огромные инвестиции.

Если у тебя нет военных аргументов, твою торговлю быстро отожмут — это актуально во все времена. Когда началась гражданская война в Сирии, Россия начала поставки туда с помощью обычных торговых судов, но эти корабли останавливали. В результате был создан так называемый «сирийский экспресс» — выкупленные турецкие сухогрузы, которые ходят под российским военно-морским флагом между Новороссийском и Тартусом как автобусы. Они доставляют всевозможные грузы. Это очень конкретный пример того, как можно демонстрировать влияние в регионе.


Смотрите продолжение минисериала о Йеменской экспедиции Кунсткамеры: вторую и третью часть рассказа Ефима Резвана.

Что можно узнать, изучая черепа и кости древних людей
Как жили древние охотники на мамонтов
Как традиционные жилища в Йемене защищают своих обитателей
Как живут люди в Йемене
Почему Аравия всегда была интересна всему миру
Как Гумилев прошел 1000 километров по Эфиопии, а его путь повторили ученые Кунсткамеры
Зачем Николай Гумилев поехал в африканскую экспедицию
Краткая история японского меча
Что мы знаем об индейцах Аляски благодаря Североамериканской коллекции
Откуда ученые знают, какие мифы рассказывали люди 18 тысяч лет назад